Бизнес О тонкостях мониторинга цен в Ростове

О тонкостях мониторинга цен в Ростове

Dengi.161.ru регулярно прогуливаются по магазинам Ростова и фиксируют цены на определенную группу продуктов. Мы это делаем уже почти два года, а с декабря 2014 года решили заниматься мониторингом на регулярной основе, пока ситуация с ценами не устаканится. Сегодня я вам расскажу о том, как это происходит, что мы планируем проверить в будущем и что мы хотим видеть и слышать от вас, дорогие пользователи Dengi.161.ru.

О сложностях при фиксации цен

Вообще процесс переписывания и тем более фотофиксации цен в ростовских магазинах – весьма азартный и непредсказуемый. Во всяком случае, один-два года назад можно было нарваться на обстоятельный разговор со службой безопасности. В лучшем случае выдворяли из торгового зала, в худшем – заставляли стереть все с карты памяти фотоаппарата. Запрещали даже переписывать цены ручкой на бумагу. И это при том, что законодательство уже тогда гласило, что территория торгового зала – это общественное место, а ценники на товары не являются коммерческой тайной. Но магазины ссылались на внутренние правила, в которых было прописано, что фотографировать и производить видеосъемку внутри магазина нельзя, так как это частная территория. Абсолютно во всех гипермаркетах при входе об этом сообщает значок с перечеркнутым фотоаппаратом. До сих пор.

Сейчас же, нужно отметить, фотофиксация цен проходит относительно спокойно. Возможно, подействовали жалобы на действия охранников руководству магазинов, местным властям и в курирующие торговые сети ведомства. Не исключено, что громкие скандалы с клиентами магазинов, которые заканчивались сердечными приступами и испорченным имиджем торговой сети, спровоцировали лояльность к действиям покупателей в торговом зале. Вероятно, что лавина официальных проверок притупила болезненное восприятие фотовспышек среди полок с товарами.

Но самое главное, в августе 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев поставил точку в этом вопросе и назвал действия людей, которые фотографируют продающиеся в магазинах товары или ценники (не для коммерческих целей, а в качестве «народного контроля»), абсолютно законными*. И отметил, что охрана не должна препятствовать фотографированию, в противном случае нужно идти, подавать в суд на магазин и 100% выигрывать его, так как внутренние правила магазина, «запрещающие фотосъемку», противоречат федеральному законодательству.

Но даже несмотря на это, в посещенных мною гипермакетах нашлись люди, которые останавливали меня вопросом «Где разрешение на фотосъемку?». Правда, это были обычные работники торгового зала, и после пары лаконичных ответов с названием законов дискуссия прекращалась. До вызова охранников не доходило.

В других же супермаркетах сотрудники торгового зала делали вид, что меня не замечают. Как потом сообщили источники, работающие в данных торговых сетях, меня восприняли как сотрудника администрации, который проводит мониторинг цен (о «внезапных» проверках предупреждала администрации города Ростова). Ну, и отлично. Администрация города, а также департамент потребительского рынка региона знакомятся с материалами на нашем портале и принимают ко вниманию наш «общественный контроль».

Страсти про «маленькие» магазины

Вы часто просите проверить маленькие сетевые «магазины у дома» и местные торговые сети, и мы это сделаем. Во всяком случае, я на это надеюсь, так как раньше подобные походы заканчивались провалом. Исключительно потому, что у «маленьких» магазинов «большое» самомнение. Действия журналиста очень заметны в компактном торговом зале, и охрана рвется поработать на глазах у начальства. Замеры цен в маленьких магазинах редко доходили до финиша: нам не с чем было сравнивать, так как список цен оказывался далеко не полным практически в каждом магазине. Но мы уже набрались опыта и в четверг, 19 февраля, подойдем к «маленьким» магазинам хорошо подготовленными. Во всяком случае, будет производится аудиозапись происходящего в торговом зале с помощью юридически подкованного сопровождающего. Посмотрим в пятницу, что у нас получится.

О выборе продуктов для мониторинга

Выбирая продукты, которые используются при мониторинге, мы прежде всего ориентируемся на самую низкую стоимость в торговом зале. Естественно, учитывая фасовку, сортность, жирность и т.д. Но как быть, например, с молочной продукцией одинаковой фасовки, одинаковой жирности и одинаковой по составу, но существенно разнящейся по цене?! Здесь мы положились на социологическое исследование департамента потребительского рынка Ростовской области «Потребитель голосует – ЗА», в ходе которого потребители региона ответили на вопросы о своих предпочтениях по 17 товарным группам.

Так вот, согласно этому исследованию, в 2014 году самым популярным молоком на Дону стало «Кубанская буренка». А это значит, что его чаще всего приобретают в ростовских магазинах и, соответственно, оно практически везде представлено (будет с чем сравнивать цены). В номинации «Растительное масло» лауреатом стало масло «Золотая семечка». В номинации «Колбасные изделия» лауреатом стала продукция компании «Тавр». Продукция именно этих торговых марок представлена в наших отчетах.

Что касается остальных продуктов, то масло «Белый медведь» мы выбрали в качестве местного производителя молочной продукции, сметану «Коровка из Кореновки» – как еще одного лидера по популярности среди молочных продуктов у нашего населения. Мы их выбрали и не меняем, чтобы сохранить сравнительную ценность наших отчетов с течением времени.

А вот относительно круп, сахара, соли (поваренной) то зачастую эти продукты представлены в магазинах одним-двумя производителями. Найти самую низкую цену на полке несложно. Более того, чаще всего самые «дешевые» крупы брендированы торговой сетью. То же касается и цыпленка охлажденного – либо самые дешевые от разных птицефабрик (у каждого магазина свой «эксклюзивный» поставщик дешевой курятины), либо цыплята упакованы в самом гипермаркете. Так что здесь выбор прост – самый дешевый и, значит, самый популярный.

Естественно, здесь могут быть погрешности. Например, на момент посещения магазина журналистами «самого дешевого» продукта в категории «крупы» не было. Закончился. Убрали ценник. Отсюда и цена на следующий по дешевизне товар. А в итоге завсегдатаи этого магазина указывают на то, что наши цены не соответствуют действительности, и вчера они покупали на пять рублей дешевле. Возможно. Но согласитесь, для покупателя, который пришел в магазин одновременно с нами минимальная цена на крупу будет такой же, как мы указали в отчете. Так что все относительно. И чтобы противостоять вашей критике, мы прилагаем фотоотчеты, где видно: цена на какой товар, какого производителя и какой фасовки учтена. У вас тоже есть глаза, руки и право фиксировать, сравнивать цены на данный товар в другом магазине. Фотофакты вам в помощь.

Вы просите – мы исполняем

Наконец-таки начинают поступать и собираться ваши пожелания по расширению продуктовой группы как в комментариях, так и на обратную связь. Видимо, уровень цен на продукты перестал быть просто справочной информацией, а стал жизненно необходимым для подавляющего большинства. Мы выявили, что у вас есть потребность в мониторинге сыра «Российского» (представлен практически везде), свежих овощей (огурцы, помидоры), грибов (шампиньонов), замороженных овощных смесях, консервированном горошке и кукурузе, рыбе (охлажденной и замороженной) и рыбных консервах. Продолжайте сообщать, что нам проверить, но желательно с указанием точного наименования продукта (вида, сорта) и производителя. Мы в ближайшее время отправимся в рейд с новым списком.

* У нас есть право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом согласно статье 29 п. 4 Конституции РФ.
** Статья 7 п. 1 закона №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. А в статье 9 п. 1 того же закона говорится, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом.
*** В законе №98-ФЗ «О коммерческой тайне» в статье 3 п. 2 говорится, что информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем