Бизнес Страховые мошенники: на рынок вышли дилетанты

Страховые мошенники: на рынок вышли дилетанты

Вслед за подведением финансовых итогов первого квартала страховые компании подсчитали и убытки от действий мошенников. Результаты неутешительны: уровень страхового мошенничества в стране неуклонно растет. Если раньше на рынке промышляли в основном...

Вслед за подведением финансовых итогов первого квартала страховые компании подсчитали и убытки от действий мошенников. Результаты неутешительны: уровень страхового мошенничества в стране неуклонно растет. Если раньше на рынке промышляли в основном профессионалы, то теперь на скользкую тропу встали и дилетанты, до кризиса относившиеся к категории законопослушных клиентов.

«Итоги квартала подтверждают: мошенники начинают делать выбор в пользу мелких страховых компаний, хотя и не перестают следить за нововведениями служб безопасности лидеров рынка, «перенимая опыт» противодействия мошенничеству, – делится информацией начальник управления по противодействию страховому мошенничеству службы безопасности компании «Росно» Алексей Бебнев, подкрепляя заявление статистикой. – Нами предотвращены незаконные выплаты на общую сумму свыше 58 млн рублей: рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 20%. Возбуждено 11 уголовных дел. При этом характер случаев, по которым проводились расследования, различен».

Конечно, случаи мошенничества и необоснованных выплат присутствовали в жизни страховщиков и раньше. Статистика за последние пять лет показывает, что около 20-25% возмещений по моторным видам страхования компании вынуждены выплачивать необоснованно. Однако кризис все же внес свои коррективы в действия мошенников.

«Сегодня, когда доходы в обществе стало зарабатывать сложнее, некоторые компании снижают зарплату сотрудникам, а поиск новой работы ничего не дает, действительно появляется много людей, желающих заработать на страховании посредством манипуляций с документами или инсценировки неких убытков, которые можно было бы квалифицировать как страховые случаи. Мы об этом знаем», – говорит вице-президент компании «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра Евгений Череменин.

По словам экспертов, мошенники в кризис действуют по принципу голь на выдумку хитра. Традиционно наиболее криминализированной сферой страхового бизнеса является автострахование. Среди самых распространенных случаев мошенничества директор департамента анализа и защиты информации компании «Ингосстрах» Александр Гуляев отмечает: двойное страхование с последующей попыткой получить возмещение сразу у двух страховщиков, «договорные» ДТП, страхование «задним числом», имитация ДТП, имитация хищения застрахованного имущества, заявление «старых» повреждений, полученных ранее рассматриваемого страхового случая, умышленный поджог и завышение реального ущерба по результатам пожара или иного стихийного бедствия.

Мошенники в попытках получить страховое возмещение меняют участников, виновников, потерпевших, а зачастую – время и место произошедшего ДТП. Популярны схемы, в которых через подставных лиц приобретаются машины и страхуются по каско. Через месяц автомобили перегоняются за пределы России в страны ближнего зарубежья. При этом ключи и документы возвращаются страхователю для подачи заявления об угоне в ОВД и обращения за выплатой в страховую компанию.

Кроме того, нечистоплотные клиенты разработали совершенно новое «кризисное» явление: недобросовестные партнеры. Участились случаи создания фиктивных страховых брокеров с целью получения незаконной прибыли.

«Завладев большим портфелем страховой компании и реализовав полисы, такой брокер под любым предлогом не возвращает страховую премию, не уплачивает налоги, заявляя об испорченности полисов или утрате. Затем созданная компания банкротится», – рассказывает Алексей Бебнев.

С учетом осложнения экономической ситуации уже сейчас можно говорить о том, что уровень страхового мошенничества вырос не только в сегменте автострахования. Страховщики отмечают рост количества мошенников-«дилетантов», которые до кризиса относились к категории законопослушных клиентов.

«Кризис породил целую волну противоправных действий, связанных со страхованием недвижимости, взятой в ипотеку, – рассказывает Александр Гуляев. – Здесь время от времени обнаруживаются неплатежеспособные лица. Также мошенничества зафиксированы в титульном страховании, где «внезапно» появляются лица, имеющие право собственности на имущество, которые не были выявлены до момента продажи. Встречаются и случаи повреждения залогового имущества огнем, возникшим по причине поджога».

Неудивительно, что на общем фоне ухудшения криминогенной обстановки участники рынка совершенствуются и как никогда настроены действовать сообща.

«Все страховые компании сейчас усиливают службы безопасности, пересматривают различные регламенты и процедуры работы с клиентом, уделяют особое внимание фиксации состояния объектов страхования, особенно это относится к транспортным средствам, на момент заключения договора и так далее. Все это помогает более объективно относиться к оценке убытков и признанию их страховыми событиями, – рассказывает Евгений Череменин. – Сейчас сама жизнь заставляет службы безопасности и юротделы страховых компаний общаться между собой по поводу выплат. Особенно плотно взаимодействуют друг с другом крупные компании, у которых моторные виды – каско и ОСАГО являются масштабными».

Участники рынка надеются, что в ближайшем будущем появится единая база, созданная под эгидой Российского союза автостраховщиков, которая позволит не наводить справки в других компаниях, а заходить в систему и видеть, какие убытки у того или иного клиента, его страховую историю и другую информацию. «Такая база просто необходима для того, чтобы обеспечивать экономическую безопасность страховых компаний и реализацию закона по ОСАГО в том виде, в котором он был задуман и принят шесть лет тому назад», – подчеркивает Евгений Череменин.

Пока же компании акцентируют внимание на правовых методах защиты от страхового мошенничества. «Прежде всего, это тщательная предстраховая проверка потенциальных клиентов и принимаемых на страхование объектов, с одной стороны, и всестороннее изучение обстоятельств наступления страховых событий – с другой. При этом добросовестный клиент, безусловно, должен получить в полном объеме причитающееся ему страховое возмещение», – резюмирует господин Гуляев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем