Бизнес Будущее платежных терминалов под угрозой

Будущее платежных терминалов под угрозой

Терминалы самообслуживания, к которым большинство россиян уже успели привыкнуть, могут исчезнуть с рынка. Депутаты Госдумы предложили ввести обязательное лицензирование деятельности компаний-агентов, а набор предоставляемых услуг ограничить приемом оплаты

" src=

Терминалы самообслуживания, к которым большинство россиян уже успели привыкнуть, могут исчезнуть с рынка. Депутаты Госдумы предложили ввести обязательное лицензирование деятельности компаний-агентов, а набор предоставляемых услуг ограничить приемом оплаты за жилье, электросвязь, а также коммунальными платежами. Фирмы, являющиеся собственниками терминалов, считают, что реализация второго варианта законопроекта приведет к прекращению работы подавляющего большинства игроков.

На прошедшем накануне совещании банковского комитета Госдумы РФ по проблемам регулирования деятельности терминалов самообслуживания и платежных систем парламентариям на рассмотрение были представлены два абсолютно разных варианта проекта нового закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Первый направлен на максимальную защиту интересов участников терминального рынка, так как не ограничивает перечень услуг, оплатить которые можно через подобные устройства самообслуживания. Кроме того, индивидуальным предпринимателям разрешается работать без заключения договоров с банками, а обязательного их лицензирования как агентов платежных систем не требуется.

Второй вариант закона ограничивает деятельность по приему платежей услугами оплаты за электросвязь, жилое помещение и «коммуналку». Одновременно документом предусматривается, что предоставлять подобного рода услуги смогут лишь юридические лица. Деятельность всех без исключения владельцев терминалов будет подлежать обязательному лицензированию, а сами устройства самообслуживания собственникам придется оснастить контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью.

По мнению членов банковского комитета Госдумы, новый закон необходим для урегулирования ситуации, сложившейся в последнее время на рынке терминальных платежей. Дело в том, что действующее законодательство ни коим образом не регламентирует агентскую схему работы собственников терминалов и платежных систем. В частности, схема работы, в соответствии с которой компании-агенты не заключают отдельных договоров с кредитными организациями, ограничиваясь наличием такого документа у платежной системы, вызвала вопросы у Банка России.

По мнению представителей банковского сообщества, реализация второго варианта законопроекта на деятельности кредитных организаций существенно не отразится. В то же время существующая схема терминальных платежей в России будет наконец-то упорядочена. «На сегодняшний день платежные агенты, не обремененные лицензиями, могут проводить наличные средства от одного анонима к другому абсолютно бесконтрольно, поэтому второй вариант закона – это то, что нужно. Что же касается банков, то они в любом случае останутся в выигрыше, поскольку сети будут платить им комиссии за перевод средств», – предположила начальник отдела продаж стандартных и пластиковых продуктов Ростовского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Наталья Сагайдашная.

Ведущий специалист отдела клиентских отношений Ростовского филиала «Московского Индустриального банка» Евгений Бадин в свою очередь считает, что принятие депутатами второго варианта законопроекта способно отладить схему взаимодействия всех участников рынка терминальных платежей. «Если говорить об агентской схеме работы, то даже в контексте вынужденного сотрудничества между банками и владельцами терминалов такое партнерство даст кредитным организациям дополнительный инструмент для привлечения новых потребителей услуг, а также для расширения собственной клиентской базы», – отметил Евгений Бадин.

Однако владельцы терминалов считают, что реализация второго варианта законопроекта приведет к прекращению деятельности подавляющего большинства игроков.

«В случае, если такой закон будет принят, рынок приема терминальных платежей серьезно сократится, если не исчезнет вовсе. Просто сам по себе этот бизнес станет нерентабельным. Конечно, если оплату за услуги мобильной связи не исключат из списка платежей, а она приносит основной доход агентам, полностью рынок не закроется, а лишь уменьшится в разы. Дело в том, что сегодня фискальные регистраторы ни одна компания на терминалы не ставит. Затраты на их установку составляют от 20 до 40 тысяч на единицу. Плюс дополнительные расходы лицензирование, замену ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной) – шесть тысяч рублей в год, ежедневную инкассацию и услуги центров техобслуживания. Затраты получатся довольно ощутимые, в то время как оплата за жилье, услуги ЖКХ и электросвязи не предполагают взимания дополнительных комиссий, а вознаграждение агентов, занимающихся приемом платежей, минимально. К тому же необходимо учесть конкуренцию, которую составляют платежным агентам Почта России, Сбербанк и другие кредитные и коммерческие организации. Все это заставит компании, работающие на терминальном рынке, свернуть свой бизнес», – отметила директор Ростовского филиала ЗАО «Е-порт» Алла Норманнская.

По ее мнению, существует, правда, такой вариант решения проблемы, как фискализация не непосредственно терминалов самообслуживания, а как такового процессинга платежных систем. Разработкой соответствующих предложений в настоящее время занимается комитет по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ (Национальной ассоциации участников электронной торговли).

Фото: Коллаж Константина ЛИСИЧКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем