Бизнес Банк-потребитель: сближение под присмотром

Банк-потребитель: сближение под присмотром

Проблема контактов между банками и заемщиками вновь не дает покоя Федеральной антимонопольной службе. На этот раз ведомство намерено изменить систему информирования клиентов, с помощью которой кредитно-финансовые учреждения рассылают уведомления о сроках

Проблема контактов между банками и заемщиками вновь не дает покоя Федеральной антимонопольной службе. На этот раз ведомство намерено изменить систему информирования клиентов, с помощью которой кредитно-финансовые учреждения рассылают уведомления о сроках оплаты кредита. В пресс-центре ведомства корреспонденту 161.ru рассказали, что вся система оповещения клиентов об условиях банковского обслуживания уже прошла стадию предварительного согласования и была представлена на сочинском форуме заместителем главы антимонопольной службы Андреем Кашеваровым.

На разработку документа ФАС понадобилось более семи месяцев. Еще в конце минувшего года в крупнейшие федеральные и региональные банки были отправлены запросы о порядке информирования клиентов при одностороннем изменении тарифов. После детального анализа полученных данных регуляторы разработали предложение, согласно которому банки обязаны информировать клиентов индивидуально и не позднее 45 дней до того, как изменения вступят в силу.

Теперь, чтобы утвердить эти правила и сделать уведомление обязательным, ФАС намерена воспользоваться административным ресурсом Банка России. Позицию ведомства разъяснила начальник управления контроля финрынков Юлия Бондарева:

«Сейчас большинство банков сообщают клиентам об изменениях менее чем за 15 дней. Для этого используются либо сайт, либо информационный стенд. Этого явно недостаточно для взвешенного решения клиента относительно дальнейшего сотрудничества с банком».

Между тем на каких-либо конкретных способах индивидуального информирования клиентов антимонопольщики не настаивают. По словам Андрея Кашеварова, для распространения уведомлений могут быть использованы: обычная почтовая рассылка, отправка SMS-сообщения и даже электронные письма. Однако выбранный способ банку придется не только согласовать с каждым клиентом, но и указать в договоре об обслуживании. В антимонопольной службе не скрывают тот факт, что затраты по уведомлению скорее всего будут нести сами клиенты банка.

«Такой вариант нельзя исключать, – считает аналитик ростовского агентства финисследований Антон Борисенко, – вполне в банковских традициях закладывать в стоимость клиентской поддержки все возможные дополнительные траты на сервис. К сожалению, выгодно это только банкам, но никак не нам с вами».

Впрочем, относительно исполнения своих рекомендаций контролеры иллюзий не строят. Как аналитики рынка, так и наблюдатели ФАС уже не раз отмечали случаи неисполнения инструкций. Нарушения правил зафиксированы и при обмене валют. Именно поэтому регуляторы привлекли к реформам Центробанк. Ему было предложено изменить порядок обмена долларов и евро. Однако в чем будут заключаться изменения и коснутся ли они остальной валюты – пока, увы, неизвестно.

На предложения ФАС банкиры отреагировали адекватно.

«Это вполне разумное требование. Наличие единого стандарта сократит число и субъективизм претензий к банкам», – считает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев.

Индивидуальный порядок уведомления банкиры сочли излишним, а 45-дневный срок – слишком длинным, так как банк не будет успевать сориентироваться в конъюнктуре рынка и понесет потери.

Между тем у экспертов вызывает сомнение то, что банки могут вынуждать заемщиков отказываться от индивидуального уведомления, установив изначально завышенные тарифы на услугу. В то же время, несмотря на обещание ФАС следить за ценообразованием в этом сегменте, наблюдатели банковской сферы считают, что задумка регуляторов может стать рычагом давления на банкиров.

«Антимонопольная служба изобрела очередной благоприятный для себя повод, – предполагает аналитик агентства «Ин-Форма» Виктор Семенцов, – вероятно, это сделано для того, чтобы создать предлог для дополнительных проверок банков в тех сегментах, которые раньше не привлекали особого внимания регуляторов».

Эксперты прогнозируют дополнительные риски не только для участников рынка, но и для потребителя. Если клиент не оплатит услуги по индивидуальному информированию вовремя, есть опасность, что банк может начислить на этот долг штраф или пени. Когда сотрудники ФАС планируют проверить работоспособность программы на банкирах, пока не сообщается.

Фото: Коллаж Константина ЛИСИЧКИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем