Где взять деньги — вопрос вечный. Он актуален и в предпринимательстве. Особенно для руководителей малых и средних компаний, которые часто нуждаются в средствах прямо сейчас. Как подешевели займы и какие новые инструменты для бизнеса и частных заемщиков сегодня предлагают банки? Об этом рассказал коммерческий директор региона «Юг» АО «ЮниКредит Банка» Станислав Копылов.

Станислав Копылов, коммерческий директор региона «Юг» АО «ЮниКредит Банка»
Станислав Копылов, коммерческий директор региона «Юг» АО «ЮниКредит Банка»

— С прошлого года малый и средний бизнес всё активнее берет займы — об этом говорят объемы кредитования, которые растут. С чем это связано?

— Главная причина такого тренда — снижение процентных ставок по кредитам для предприятий сегмента МСБ. Поводом для обращения в банк может служить нехватка собственных средств или невозможность вывода денег из оборота. Некоторые клиенты берут сначала небольшие суммы, а после, планируя более объемные проекты, от оборотных средств переходят к различным видам инвестиционного кредитования.

— Какие продукты чаще всего интересуют предпринимателей?

— Значительный спрос приходится на так называемые короткие деньги — оборотные кредиты сроком до двух лет. Большая часть заемщиков — это предприятия оптовой торговли, у которых, например, возникает необходимость ликвидировать кассовые разрывы.

Есть существенный спрос на предоставление гарантий, так как всё больше клиентов малого и среднего бизнеса участвуют в электронных торгах. И, безусловно, всегда актуальным продуктом остается коммерческая ипотека, поскольку многие предприятия приходят к решению выкупить офис или производственное помещение, находящееся в аренде.

Некоторые предприниматели берут сначала небольшие суммы, а после, планируя более объемные проекты, от оборотных средств переходят к различным видам инвестиционного кредитования
Некоторые предприниматели берут сначала небольшие суммы, а после, планируя более объемные проекты, от оборотных средств переходят к различным видам инвестиционного кредитования

— Буквально в конце июня активно обсуждалось обещание Минэкономразвития ослабить валютный контроль для бизнеса. Упростит ли это внешнеэкономическую деятельность предпринимателей?

— Существенные послабления валютного контроля некоторые компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, почувствовали уже в марте. Прежде всего изменения коснулись документации, а именно отмены паспортов сделок, частичной отмены и сокращения штрафов, накладываемых на экспортеров и импортеров. Кроме этого, увеличение пороговой суммы контрактов, которые необходимо ставить на учет, существенно упростило работу мелких экспортеров-импортеров.

— Получается, со временем запросов на продукты, связанные с валютными операциями, будет всё больше. У вас уже есть такие проекты?

— Да, спрос на валютные операции растет. В связи с этим «ЮниКредит Банк» разработал кампанию под названием «Путевка в ВЭД». Она интересна компаниям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, имеющим валютные контракты или открывающим новые. Ее суть заключается в отмене комиссий за валютный контроль при совершении операций в рамках регистрируемых контрактов. Удобство продукта — в единоразовой комиссии за оформление, которая списывается при подключении пакета. Немаловажное значение имеет наличие валютного контролера, который быстро реагирует на любые вопросы, помогает заполнять необходимые формы заявлений, а также оперативно предоставляет обратную связь относительно платежей. Помимо этого, в продукт включено оформление ведомостей.

— По каким критериям руководитель компании может оценить надежность банка, чтобы доверить ему свои валютные операции?

— Руководителю стоит обратить внимание на прозрачность структуры кредитной организации, продолжительность работы банка на рынке, его основные результаты за последние несколько кварталов, наличие претензий со стороны регуляторов. Здесь поможет простой поиск по ключевому слову в любой поисковой системе или в ключевых деловых СМИ. Кроме того, стоит обратить внимание на рейтинги надежности. Например, Forbes ежегодно готовит такой список банков, где мы уже второй год подряд занимаем вторую строчку.

В России «ЮниКредит Банк» является крупнейшим банком с иностранным капиталом, занимая восьмое место по активам в последнем рейтинге «Интерфакса».

— Немного отвлечемся от бизнеса. В июне снова снизились ключевые ставки по ипотекам, авто и потребительским кредитам для физических лиц. Какие продукты сейчас являются ведущими у банков?

— На сегодня ипотека — один из локомотивных продуктов сразу у нескольких банков. Если взять объемные показатели по первому кварталу 2018 года и сравнить их с первым кварталом прошлого, видно, что рост составил более 80%. Рост спроса на ипотеку связан, прежде всего, со снижением ключевой ставки и соответственно снижением ставки по ипотечному кредитованию. По данным Аналитического центра по ипотечному кредитованию и секьюретизации «Русипотека», на текущий момент средняя ставка по ипотечному кредиту составляет 9,57% годовых. Напомню, еще в первом квартале 2017 года она держалась на уровне 11%. При этом цены на недвижимость по сравнению с 2017 годом на вторичном рынке выросли незначительно — всего на 2,5–3% (по данным базы ЦИАН), а на рынке строящегося жилья стоимость квадратного метра осталась на уровне прошлого года. 

Ипотека — один из локомотивных продуктов сразу у нескольких банков
Ипотека — один из локомотивных продуктов сразу у нескольких банков

Еще одним шагом в развитии рынка ипотечного кредитования является запуск ипотеки с государственной поддержкой при рождении второго или третьего ребенка после 1 января 2018 года. Увеличение обращений клиентов по данной программе банки ожидают в четвертом квартале этого года. С 1 марта ипотеку в рамках государственной программы можно получить или рефинансировать и в «ЮниКредит Банке». Данная программа способна значительно облегчить финансовую нагрузку клиентов на первых этапах выплаты ипотечного кредита, а также даст толчок в развитии первичного рынка.

Кроме того, есть сразу несколько госпрограмм в рамках автокредиотвания. Эти шаги позволили сохранить спрос на кредиты, сделав их более доступными.

Как банки привлекают клиентов?

— Для привлечения клиентов банки разрабатывают спецпрограммы для ключевых партнеров, например: дают дополнительную скидку по процентной ставке при обращении клиентов через партнера (агентства недвижимости, застройщика); снижают первоначальный взнос для определенных объектов строительства; учитывают доход клиента, подтвержденного справкой работодателя в свободной форме.

— Прогнозы — дело неблагодарное, но всё же. Как вы думаете, что будет на рынке розничных банковских услуг во втором полугодии 2018 года?

— В первом полугодии спрос на потребительское кредитование был стабильно высоким. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем выданных потребительских кредитов розничным бизнесом Ростовского филиала «ЮниКредит Банка» увеличился на 45%.

Мы ожидаем, что стабильный рост всех направлений сохранится. Также мы видим растущий спрос на инвестиционные продукты и увеличение объема безналичных операций по банковским картам.

Спрос на инвестиционные продукты и увеличение объема безналичных операций по банковским картам растет
Спрос на инвестиционные продукты и увеличение объема безналичных операций по банковским картам растет

Кроме того, клиентов всё больше интересует возможность дистанционного использования различных сервисов банка, и в этой связи будущее за технологиями. Сервис и скорость обслуживания становятся более приоритетными.

АО ЮниКредит Банк, ОГРН: 1027739082106, Генеральная лицензия №1 ЦБ РФ